Выставкой чешской фотохудожницы Диты Пепе в галерее РА стартовал международный фестиваль KievFotoCom. Первый проект фестиваля нагляднее всего продемонстрировал, как профессиональные фотографы умеют философствовать о своем искусстве и как они не умеют снимать.Фестиваль фотографии в столичной галерее РА придумали от безысходности. Из речей, прозвучавших на открытии, следовало, что ситуация во всем, что касается культуры кадра, в Украине почти катастрофическая. Сказываются отсутствие национального центра фотографии (такие центры есть в столицах всех бывших союзных республик, кроме Киева), безразличие государства и усредненный вкус изготовителей рекламы, усилиями которых в нашем сознании складывается такая же усредненная "картинка" действительности. Ситуацию отчасти спасает фотобиеннале, собирающая раз в два года в Киеве несколько достойных уважения проектов. Чтобы таких проектов было несколько десятков и увидеть их можно было чаще, чем раз в два года, специально придумали фестиваль KievFotoCom. И даже пообещали в будущем существенно доработать традиционный фестивальный формат и запустить параллельно с выставками отдельную программу семинаров, лабораторий, выездов на пленэры и прочих просветительских мероприятий.
Пока откликнулись только ближайшие соседи, так что первый международный фестиваль получился исключительно славянским. Украину и Россию будут представлять мэтры социальной фотографии Александр Гляделов и Олег Климов, Польша делегировала своего мастера этнографических этюдов Миколая Гринберга с циклами "Калифорнийские мечты" и "Разные люди". Своеобразным оказался проект чешской фотохудожницы Диты Пепе - с ее объехавших полмира "Автопортретов" и начали киевский фестиваль.
Самое необычное в работах Диты Пепе - жанр: ничего похожего на традиционный автопортрет на ее снимках обнаружить нельзя. Перед объективом каждый раз оказываются как минимум двое - рядом с героиней всегда мать, сестра, подруга, случайная знакомая или обожаемый мужчина, который в кадре обычно выглядит так, будто даже не подозревает о ее существовании. Понять, какое лицо у самой Диты Пепе, невозможно: она двойник женщины, возле которой сидит, или идеальный фон для мужчины, из-за плеча которого выглядывает. Дело не только в гриме и костюмах, позволяющих молодой женщине с заурядной славянской внешностью превращаться в старушку, цыганку, покорительницу горных вершин, девушку легкого поведения или наивную барышню в платье с кружевными рюшами. Дита Пепе замахнулась на то, чтобы буквально перевоплотиться перед объективом в персонажа каждого снимка - перенять чужое выражение лица, образ мыслей, желательно даже пульс и биографию. Прочитывается все как довольно откровенная претензия на философию фотографии - сначала главная героиня автопортретов отражает своих соседей-статистов, а потом вместе с ними отражается в объективе камеры.
Задумана серия намного интереснее, чем сделана: в установке света, игре ближним и задним планами, компоновке деталей у Диты Пепе слишком много погрешностей, непростительных профессионалу. Впечатление такое, что перед нами изящный стеб - вершины фотографической премудрости и издевка над грудами фотографий, снятых обыкновенной "мыльницей" для домашнего альбома, в одном флаконе. Посетителям главное не перепутать, чему у Диты Пепе стоит поучиться, а на что лучше просто не обращать внимания. Желательно, кстати, еще не забыть, зачем вообще придумали фестиваль KievFotoCom.