«Идеология радикальных мусульман не подлежала развитию, и большей частью принадлежит к Средним Векам»
В наше время международный терроризм является наибольшим «пугалом» для всего цивилизованного мира. После нью-йоркских «башен-близнецов» об Аль-Каиде заговорили как о враге западных ценностей №1. О причинах возникновения исламского терроризма и способах борьбы с этим явлением «Вовремя.info» рассказал академический секретарь Междисциплинарного центра (Израиль, Герцлия), доктор Исаак КФИР.
Господин Кфир, чем опасен вообще терроризм для современного глобализованного мира?
Существует большая угроза со стороны Аль-Каиды. Эта сеть вовлекает людей из Африки, Центральной и Юго-Восточной Азии, и наблюдается тенденция ее разрастания. Для терроризма нет границ, он распространяется по всему миру и никто не может чувствовать себя в безопасности. Проявление терроризма есть также в Афганистане, Пакистане. Сейчас мы видим, что начинают сотрудничать ХАМАС и Хизболла. Это очень опасный «тандем». Сейчас ХАМАС пытается получить ракеты «Катюша», которые использовались Хизболлой в конфликте с Израилем. ХАМАС сейчас заинтересован в том же вооружении.
Как обстоит дело терроризм на Ближнем Востоке?
На сегодняшний день мы видим терроризм на Ближнем Востоке таким образом: терроризм смертников и терроризм ракет «Кассам». Проблема терроризма суицидального в том, что он непредвиденный и поражает большую часть израильской территории. Страдают кафе, рестораны, торговые центры в самом сердце Израиля. Ракеты «Кассам» более всего опасны на Юге, где страдают города Средот, Ашкелон. Терроризмом суицидальным занимается, в большей степени, служба безопасности Израиля. А ракетные обстрелы – это дело армии. Такова ситуация с терроризмом, который сейчас присутствует в Израиле.
Что, с Вашей точки зрения, нужно в первую очередь сделать для прекращения палестино-израильского конфликта?
Мое личное, академическое, мнение, что нужны переговоры между обеими сторонами. Я думаю, что это вопрос политики. Очень важен диалог. И, прежде всего, необходимо, чтобы ХАМАС признал само существование Государства Израиль. С моей, опять же, личной точки зрения, Россия и Китай должны быть более активными, особенно Россия, которая имеет большое влияние в регионе.
Критик ислама, доктор психиатрии Вафа Султан, уроженка Сирии и бывшая мусульманка, которая живет в США, считает, что «столкновение, которое мы наблюдаем в мире, это не столкновение религий или цивилизаций. Это столкновение между двумя противоположностями. Это столкновение между двумя эпохами. Это столкновение между ментальностью Средних Веков и другой ментальностью, которая принадлежит к ХХІ столетию». Что вы думаете по этому поводу?
Это интересная идея – не конфликт цивилизаций, а конфликт эпох. Идеология радикальных мусульман не подлежала развитию, и большей частью принадлежит к Средним Векам. Нужно чтобы мусульманское общество приблизилось к ХХІ столетию, выбралось из средневековья. И многие случаи терроризма можно рассматривать, как следствие отсутствия развития общества, как следствие отсутствия развития прогресса. Президент Пакистана Мушарраф – это хороший образец того, как мусульманский руководитель пытается вести свою страну по пути прогресса. Потому, что ислам может существовать в ХХІ столетии, и он не должен застопориваться на Средних Веках.
В свое время была произведена Реформация христианства. Возможно, в русле того, что вы сказали, нужна сегодня Реформация ислама?
Думаю, что очень важно, чтобы в мусульманском мире были инициированы дебаты по поводу Корана. Я надеюсь, что этот путь не будет настолько кровавым, как христианская Реформация.
Какой может быть цена мира с палестинцами?
Прежде всего, необходим диалог. Многих арабов, которые являются гражданами Израиля, устраивает такое положение дел. Потому, что они могут дать своим детям образование. Потому, что они живут в демократической стране. Потому, что у них есть масса привилегий и бенефиций. Можно конечно так сделать, чтобы было отдельное палестинское государство на территории Сектора Газа, но при этом граница должна быть открыта для экономического сотрудничества. Например, в моем университете 70 % студентов – это израильские арабы, и мы поощряем диалог между студентами в надежде, что это принесет возможность достичь какого-то консенсуса в будущем.
А цена мира с Сирией – полное отступление с Голландских высот и плюс передача под контроль Асада, союзника Ирана, израильских водных источников. Не слишком ли высока цена подобного компромисса с сирийцами?
Учитывая то, что Асад находится при власти в Дамаске, цена достаточно высока, потому что он непредсказуем. Мы не имеем никаких гарантий. И возращение Голландских высот, учитывая эту самую непредсказуемость, – это слишком высокая цена. Израиль всегда проявлял желание обменять землю на мир. Мир – это приоритетная цель. Но до тех пор, пока Асад находится у власти, уплачиваемая цена будет слишком высокой.
Каким вам видится будущее Израильского государства?
Я оптимист. Когда мы разрешим наши внешние и внутренние проблемы, крепим отношения с соседями, будущее у нас будет довольно приятным. Я рекомендую Израиль, как великолепное место для туризма. В плане экономического роста у нас тоже очень большой потенциал. Израиль открыт для экономических инициатив и для торговли. И кто-либо, кто будет заинтересован сделать инвестиции в Израиль или вести торговлю с Израилем, будет доволен качеством услуг и возможностями для любой деятельности. И поэтому я смотрю в будущее с оптимизмом.
Подготовил Виктор Каспрук