09.01.2007

Сытая украинская недолитература


полный адрес статьи - http://www.vovremya.info/?art=5205


Украинские писатели смотрят на мир в тех же очках под названием «ничего не вижу, а если вижу, то совсем по-иному»… 

 

К сожалению, занимаясь только литературой на полупрофессиональном уровне, сейчас в Украине просто не выживешь. И поэтому приходится выбирать: зарабатывать деньги на жизнь или же заниматься развитием литературных порталов фактически с полным отсутствием финансирования, так как ни власть, ни бизнес вкладывать деньги в литературу не спешат.



Сесть за перо меня побудило недавнее высказывание в предновогоднем выпуске «Зеркала недели» украинского литератора Андрея Бондаря о том, что 2006 год принес любителям литературы то, что за 15 лет существования независимой Украины не удавалось сделать никому.

 

Честно говоря, было бы глупо согласиться с таким безоговорочным утверждением, как и с тем, что после проведения Первого международного литературного фестиваля в рамках Форума издателей во Львове, Украина перестала быть черной дырой на европейской карте.

 

При этом я не исповедую каких-либо пессимистических настроений по отношению к родной литературе, а тем более, по отношению к стране. Наоборот, восхваление множества несуществующих достижений украинской культуры за годы независимости привело к отсутствию незаангажированного видения и анализа литературы, а также искусства в целом, что в свою очередь стало причиной неведенья «культурной властью» объективных проблем развития культурного шара. Что, разумеется, к развитию литературы и решению «культурных проблем» не может привести ни в коем случае.

 

События или их отсутствие

 

К числу литературных событий прошедшего года можно отнести всего лишь несколько значимых. Грантоед от литературы Юрий Андрухович, который с небывалым энтузиазмом уже много лет посвящает себя изучению американской и европейских литератур, наконец-то причислил себя к обитателям украинского литературного Олимпа, издав на родине шеститомник своего прозаического творчества.

 

Кроме этого, не давали уснуть читателям произведения харьковчанина Сергея Жадана (за избранный том прозы и поэзии - «Капитал» - он получил премию украинской редакции радио ВВС). Наступление «молодых» вылилось в активность еще одного харьковчанина Сашка Ушкалова, житомирянина Ильи Стронговского и киевлянина Анатолия Ульянова – они пробуют шокировать, эпатировать и просто занимаются любимым делом. В своей нише работает и новоявленный детективист Андрей Кокотюха, получивший всевозможные премии за приключенческие шедевры, к примеру, премию в двух номинациях на конкурсе «Коронация слова», а молодая писательница Таня Малярчук просто пишет своеобразные, но актуальные на сегодняшний день вещи. Неожиданно для всех за 2006 год затихла немыслимая активность существующего на деньги украинской диаспоры издательства «Смолоскип», а вместе с ним и группы писателей, близких к этому издательству.

 

Не отличался особой активностью в прошедшем году ни «распиаренный» в свое время «Литературный Форум» Романа Кухарука, ни объединение киевских фантастов под руководством Тимура Литовченко.

 

В сети Интернет в Украине, в отличие от других европейских стран, и даже от России, украинская литература за прошедший год снова осталась без достижений: та же обновляющаяся раз в месяц «Поэтика» Юрия Мачухи, которая, вместо того, чтобы собирать вокруг литпортала «свежую кровь», вяло размещает на своих страницах произведения более или менее именитых поэтов; к сожалению, уже неактуальные «Вирши» Николая Подгорного; окончательно заглохшая, так и не успев стать популярной, «Точка» литературного дилетанта Сергея Паранько и т.д.

 

То есть внешне ситуация выглядит вполне неплохо. Но при этом есть две проблемы. Это проблема культурных элит Украины, которая состоит в том, что они «и писатели, и читатели», т.е. все их произведения читабельны в их же элитарном котле. Как вы думаете, знают ли вышеперечисленные литературные брэнды простые жители не то что Донецка и Симферополя, Чернигова или Запорожья, а хотя бы Киева и Львова? Или не большей наградой было бы доверие обычного украинского врача или шахтера, продавца или комбайнера, чем Лейпцигская премия?

 

И вторая проблема: к сожалению, занимаясь только литературой на полупрофессиональном уровне, сейчас в Украине просто не выживешь. И поэтому приходится выбирать: зарабатывать деньги на жизнь или же заниматься развитием литературных порталов фактически с полным отсутствием финансирования, так как ни власть, ни бизнес вкладывать деньги в литературу не спешат. И складывается впечатление, что ни украинские писатели, ни литературовед Андрей Бондар так не считают, смотрят на мир в тех же очках под названием «ничего не вижу, а если вижу, то совсем по-иному», что и украинская власть.

 

Тенденции или, «кстати, о власти…»

 

На данный момент понятным является то, что приход Табачника-Богуцкого вместо Кириленко-Лихового не поменяет ситуации ни в культуре в общем, ни в литературе в частности. Реализация проекта «укрлитература от донецких» невозможна по определению. Да и самой антикризисной команде это пока не нужно при наличии более глобальных сфер интересов и возможностей для популистских высказываний.

 

До сих пор в писательских кругах популярной является шутка о том, что шестидесятилетние писатели во внутренней «иерархии» Национального Союза писателей Украины (НСПУ) считаются литераторами «младшего поколения». Нам самом деле, в каждой шутке есть доля шутки – до недавнего времени Кабинет молодого автора Дома писателя НСПУ на Банковой занимал Вячеслав Медвидь – пятидесятилетний экс-житомирянин, автор романа «Кров по соломі». Надежды на позитивные изменения многие литераторы возлагают на нового руководителя Кабинета молодого автора НСПУ – экс-лидера украинского женского националистического движения, поэтессу Анну Багряную.

 

Прошедший год, как и ожидалось, не привел к конфликту вокруг поста руководителя Союза писателей, невзирая на то, что его занимает «бютовец», нардеп и экс-воспеватель «партии и Ленина» Владимир Яворивский – фигура, абсолютно невыгодная ни обитателям еще одного замечательного здания на Банковой, ни Табачнику-Богуцкому вместе с Премьер-министром.

 

Действительно позитивными шагами господина Яворивского является приход молодой команды в Секретариат НСПУ и прозрачность при подведении итогов литературного конкурса Гранослов, организованный и проведенный НСПУ совместно с Министерством по делам семьи, молодежи и спорта.

 

 

Прогнозы

 

По мнению аналитика Ассоциации молодых политологов Украины Алексея Иващенко, украинская культура в 2007 году может зайти в тупик, выход из которого найти будет очень и очень трудно. Он отмечает, что государственная поддержка литературы в 2007 году может обрести исключительно формальный характер, еще более формальный, чем в 2006 году. «Это и сделает культуру в нашей стране разово-фестивальной», - отмечает он. И я согласна с экспертом в том, что такая политика украинского правительства абсолютно несовместима с комплексным подходом к развитию духовной составляющей нации.

 

Все надежды некоторые отечественные литераторы в 2007 году возлагают на программу поддержки украинской литературы со стороны, как ни странно, одного из российских операторов мобильной связи. Представители одного из крупных киевских рекламных агентств отмечают, что топ-менеджмент «мобильщиков» уже запланировал поддержку современной украинской литературы в форме конкурсов, фестивалей и издательской программы в своем ПР-бюджете на 2007 год. Если это и произойдет, то такая акция вызовет истерику у заядлых «шароварщиков».

 

Кроме того, небывалую активность продемонстрирует в год Свиньи и литературное объединение «Инша Литература» под руководством Бориса Гуменюка и Сергея Пантюка, а киевский радиожурналист Николай Подгорный обещает организовать и провести всеукраинский фестиваль бардовского творчества. Не останавливаться в продюсировании современной литературы пообещал и герой студенческой революции, нынешний политолог Олесь Доний. В целом, в 2007 году хотелось бы дождаться первого всенародного имени в украинской литературе за годы независимости и востребованности украинской книги.