26.05.2007

Новейшая история Украины. Часть 2


полный адрес статьи - http://www.vovremya.info/?art=43025


Свою аутентичность украинская культура должна не повторить и не воспроизвести, а создать

Многие убеждены, что культура является подлинной душой любого государства, гуманитарной аурой любой нации. Не удивительно, что именно традиции в культуре и искусстве, а также фольклорное многообразие являются важным блоком при изучении истории страны. Помимо этого, национальная культура наряду с такими вещами, как спортивные достижения и наука, является олицетворением страны на международной арене, ее «визитной карточкой» для других государств.



Недооценивать значение украинской культуры – непростительная ошибка для политиков. Возможно, для солидных бюджетных средств и пожертвований меценатов найдется более оправданное применение, чем реконструкция Батурина или строительство Мистецького Арсеналу. Но сейчас вопрос возрождения национального достоинства актуален как никогда, а на таких вещах экономить не стоит.

Состояние украинской культуры оставляет желать лучшего: денег из госбюджета выделяется мало, люди проявляют все меньше инициативы. Неоднозначно на ситуацию в культурной сфере влияет и длительное политическое противостояние в украинском обществе, особо заметное в последние несколько месяцев. Зачастую культура становится заложником политической борьбы. Практика общественно-политической жизни свидетельствует о том, что попытки решения проблем, которые накопились в социально-политической сфере, не могут быть успешными, если пути их решения искать без учета того, что существует страна с точки зрения состояния и особенностей развития ее культуры. Они определяются не только уровнем развития науки, техники, искусства или образования, что, конечно же, весьма важно, но и содержанием социальных норм, ценностей, стандартов поведения и многим другим, что оказывает существенное влияние на все сферы жизни общества.

Если обратится к статистике, то видно, что народ Украины достаточно критически относится к нынешней политике государства в сфере культуры. 50% граждан негативно оценивает ее действия в этом направлении. Не устраивают жителей Украины в нынешней культурной политике государства такие вещи, как недостаточное финансирование, отсутствие государственной поддержки распространения культурных ценностей, курс на вытеснение российской культуры и отношение к общенациональному культурному богатству.

Современная украинская культура находится в ситуации, которую можно определить как поиск собственной аутентичности. При этом свою подлинность украинская культура должна не повторить, не воспроизвести, а создать. То, что в стране наблюдается культурная экспансия – факт, лежащий на поверхности. Взять хотя бы конкурс «Евровидение», к которому в Европе относятся более, чем скептически. Но для Украины выступления наших артистов стали предметом национальной гордости, а победы расценивались как национальные достижения. Бессмысленный конкурс, который не пропагандирует никаких ценностей, стал неотъемлемой частью жизни нашей страны. 

Несмотря на неутешительное состояние отрасли, Украина не лишена выдающихся музыкантов, артистов, деятелей искусств. Многие из них шли по дороге славы, стремясь стать популярными и богатыми. Многие же были всегда преданы любимому делу и не всегда работали за гонорары. Так, к примеру, лидер группы «Мандри» Фома какое-то время даже работал дворником на территории Киево-Печерской Лавры.

Достаточно упомянуть таких музыкантов как Святослав Вакарчук и его команда «Океан Эльзы», Олег Скрипка и его «Вопли Видоплясова» для того, чтобы убедиться в наличии в украинской культуре прекрасных музыкантов. Эти две группы способны не только собирать десятки тысяч на своих концертах, но именно они первыми представили страну в Европе и России, совершив масштабные концертные туры. Даже бывший министр культуры Игорь Лиховой подтвердил, что в Европе Океаны и ВВ – одни из самых популярных групп: «Я был во Франции и мог оценить действительную популярность этих групп. Я считаю их творчество качественным продуктом».

Не стоит забывать о таких людях как оперный певец Владимир Гришко (руководитель детского хора, который произвел настоящий фурор в Милане), артисты Богдан Ступка, Анатолий Хостикоев и много других. Их вклад в развитие украинской культуры и популяризацию ее за границей сложно преуменьшить. Но, самое главное, на таких примерах растут и развиваются юные украинские дарования, которым сложно уповать на что-то, кроме собственных способностей.

Отечественной культуре мало одной лишь государственной опеки, а в бюджетных рамках тесно и некомфортно. Похоже, что пришло время вновь опираться на меценатов и ценителей искусства, как это делалось еще в прошлом веке. Взять хотя бы пример украинских музеев, которые содержат уникальные коллекции. К сожалению, их практически никто не видел, и о них никто не знает. Состояние украинских музеев застыло на уровне начала XX века. В те времена очень много для их развития сделали такие видные коллекционеры, как Тарнавский, семья Терещенко, Ханенко, митрополит Шептицкий и другие. Именно на частные средства пополнялись и существовали музейные фонды, строились новые помещения.

Прискорбно наблюдать, как некогда одна из самых эрудированных наций не читает более книг и не посещает театры (среднестатистический украинец читает 1,5 книги  в год). Ситуация в целом выглядит непривлекательно, но все же перспектива развития есть. Нужны деньги, нужны люди, нужно простое человеческое желание что-либо делать. И очень важно, что бы политики задумались над тем, что является настоящими ценностями, и хотя бы не мешали.