03.08.2009

Х...вые победят


полный адрес статьи - http://www.vovremya.info/?art=1249027870


Общество, терзаемое социально-политическими лихорадками, обладает благоприятной почвой для всевозможных прогнозов на будущее. Во днях стабильности современный человек, зачастую движимый пошлым императивом «нужно выглядеть хорошим», достаточно быстро овладевает механизмами культурного лицемерия, чтоб в публичном пространстве этот императив реализовать. Другое дело - общество грохочущее и шатающееся, общество во кризисе и агонии. Обилие ежедневных переменных в таком обществе не позволяет индивиду вести себя по отлаженной схеме, а посему всё, что ему остается - быть собой. Вот он миг, когда обертка и содержание отрываются друг от друга, и перед нами предстают человеческие-существа-как-они-есть - со всеми светлыми и сумрачными сторонами.



Анализируя шевеления украинской художественной среды во днях кризиса, я вынужден отказаться от наивного оптимизма и предположить, что в ближайшие годы ситуация в отечественном, с позволения сказать, contemporary art будет лишь усугубляться. Коль вкратце и забегая вперед: хуевые победят, после чего украинское искусство наконец-то обретет свое особое и долгожданное счастье по-киевски.

Что конкретно будет происходить на территории украинского contemporary art в ближайшие годы?

***

Характер арт-процесса целиком и полностью будет определять Киев. Все прочие города в Украине будут периодически подпитывать его случайными художниками, но как самостоятельные величины эти города полностью исчезнут с художественной карты. Украинское искусство и киевское искусство окончательно закрепятся в качестве синонимов.

Ключевые характеристики Киева как мещанской геокультурной провинции, тяготеющей к материальному-избытку-любой-ценой и публичному хвастовству виртуальным капиталом, будут кооптированы искусством и определят его [искусства] облик. В ближайшие годы главным и единственным направлением украинского искусства будет «фуршетный декоратив» - салон, делающий вид, что и не салон он вовсе, а ого-го - свободное концептуальное искусство.

На престол заглавного и официального художника Украины взойдет приторный светский лев Илья Чичкан. За него уже сейчас проголосовал политический и экономический капитал в лице олигарха Виктора Пинчука и советника мэра Казбека Бектурсунова. Сбросив со своего пути Сергея Пояркова и Олега Пинчука, Чичкан займет нишу украинского Никаса Сафронова в маске мини-Херста и станет навязчивым комментатором-по-любому-поводу на телеканалах и страницах журналов. Чем больше словоблудной глупости он скажет, тем сильнее он всем понравится. Журналисты будут петь оды «чичкановскому сюрреализму» неоновой пизды, а профильные институции устраивать «встречи с мэтром» и генерировать ажиотаж вокруг королевы хрюшек. Любая же критика в адрес Чичкана по закону Лободы будет полагаться формой зависти. Андре Тан в душе каждого знает свое дело.

Поскольку украинская арт-тусовка всегда славилась хорошим вкусом и сознательной позицией, вслед за Чичканом на торжествующую арену очень-актуального искусства выйдут и другие его братья по буддабару - в первую очередь, конечно, кумовья и любовницы в лице Кирилла Проценко и Маши Шубиной. Последняя, к слову, постепенно перепрофилируется в соведущую Дарьи Шаповаловой на смешном телеканале «Киев». Художники и власть будут дружить семьями.

Я неспроста активно акцентирую внимание на персоне Чичкана, поскольку хочу донести следующую мысль: Чичкан - это и есть современное украинское искусство, его настоящее и будущее. Лучше не будет, хуже невозможно, а третьего - не дано. Но все довольны, все просто счастливы - большинство просто обожает созерцать в глянцевой элите себе подобных.

Украина будет избавлена от необходимости реализации серьезных арт-образовательных программ. Лекции и мастер-классы не исчезнут, но будут декоративными, станут соревноваться не столько содержанием, сколько степенью звездности лекторов. На вопрос: «На какую тему лекция?» ответом будет: «Лекцию прочитает Херст». Ходить на эти лекции будут лишь по инерции да за автографами. В целом, запроса на особые знания не будет - все просто продолжат неплохо проводить свой досуг. Из магазинов пропадут продукты, но это не страшно, поскольку шляпки, трусы и юбки продолжат продаваться с еще более оголтелой прытью.
     
Профессия куратор в известном смысле прекратит свое существование в Украине. Место кураторов займут: 1) пиар-службы; 2) подружки художников и посетительницы развлекательного комплекса «Арена», что, впрочем, уже одно и тоже. Виной тому негативный пример PinchukArtCentre, который, мерцая шальным дукатом, превращает своих кураторов в послушных подстилок, лишенных чувства собственного достоинства. Все, впрочем, не против. Это ведь совершенно нормально, что «образованный куратор Соловьев» молча сидит в Киеве, а «настоящий куратор Кличко» полчаса не может связать двух слов в очередном выпуске светских хроник из Венеции. Ну ничего. Зато Наоми была. Это главное.

В области художественной критики будет усугубляться оценочный вагинэз: авторитетными арт-критиками станут простые и незамысловатые телки на подсосе у консьюмерских изданий типа «Афиша» и «ТОП10». Бабовещание установит игрушечный матриархат в культурной журналистике, но украинской Кати Деготь не случится. Вместо нее будет пресный легион безликих тусовщиц, которые чисто ментально не в состоянии продуцировать острые оценки, да и вообще адекватно оценивать происходящее вокруг.

Чудовищные тексты, в которых описание произведений происходит в формате аннотации к любимому коктейлю Кери Бредшоу, - будущее украинской арт-критики. У интеллектуалок вроде Веры Балдынюк нет ни малейшего шанса перекричать глянцевый писк мышиной армии, которая уже успела убедить обывателя в том, что актуальное искусство рождается лишь в контексте союза художника и фэшн-бренда.

В этой среде не очень красивых критикэсс не будет заметных лидеров - малышки будут брать количеством, а не качеством, или такими постыдными рудиментами как «авторский стиль», «воспаленная интуиция» и «внятное видение». Поскольку большинством из них руководит императив «быть выебанной творческой личностью», критика художников будет мягкой и безобидной, словно шелковый котенок, переживший лоботомию.

Что до молодого поколения украинских художников, то... «Войны» не будет. Окончательно превратившись в радушных хипстеров, украинский художественный молодняк завоюет «постидеологичное» покровительство вышестоящих звений политической и тусовочной пищевой цепи, после чего спокойно займется «анархобизнесом». До выборов будет охуительный рай. Фестивали, выставки, вечеринки - я-ху-у-у! Наконец-то политики поняли важность молодежи и искусства! Наконец-то мы всем покажем! Зимние поствыборные холода, впрочем, ущипнут радушных ребятишек за голые задницы и все снова станут квартирными повстанцами против власти. До следующего кануна выборов.

В целом, счастья будет больше, радости будет больше, всем всё будет нравится. Деньги будут. Тусовки будут. Будет сыто. Будет хорошо. Хуевые победят. Киев победит. Все получат ровно то, чем являются; ровно то, что заслужили.