Мир, охваченный кризисом, не заметил этой смерти. Одни лишь представители политилогоического сообщества, адепты лженауки геополитики, цинники и фаталисты сокрушенно вздохнули, вспомнив, что именно сделал для мировой политологии этот человек.
Если смотреть поверхностно и профанично, то Хантингтон не открыл чего-либо принципиально нового. В «Столкновении цивилизаций», изданной в 1996 году, Хантингтон предсказал будущий конфликт между Западом и исламским миром. Один из основных посылов книги заключался в том, что в будущем мировые конфликты будут носить не идеологическую, а религиозную природу. В книге Хантингтон также предложил условную классификацию мировых цивилизаций, выделив девять: западную, исламскую, индуистскую, синскую (Китай), японскую, латиноамериканскую, буддийскую, православную и африканскую. Теория Хантингтона вызвала ожесточенные споры о противостоянии Запада и исламского мира и не последнюю роль в этом сыграли теракты 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке.
В то время, когда модно было говорить о том, что история закончилась, что вот-вот на все человечество свалится всеобщее благоденствие, а транснациональная экономика и транснациональная массовая культура превратят все человечество если и не в одну семью, то уж точно во вполне сытный неолиберальный колхоз, Хантингтон не боялся пойти против течения. Ad fontes. К источникам. К глубоким и черным источникам.
Хантингтон прекрасно знал, что на нашей планете человек человеку - волк. И что, существует большие сообщества двуногих волков – цивилизации. Они до самозабвения любят уничтожать друг друга. Пока, что на планете господствует западная цивилизация, хотя ее всевластие скоро закончиться. Англосакс и островитянин не ставил знак равенства между западной и православной цивилизацией, пытаясь вывести общеевропейскую формулу. Хантингтон утверждал, что граница между двумя цивилизациями – между западной и православной - проходит по Украине. В 2004, обманутая оранжевыми и бело-синими пастухами с волчьим сердцем, Украина раскалывалась и сползала в болото кровавой резни именно по Хантингтону. Если в семнадцатом веке, вопреки традиции и здравому смыслу, украинцы начали смотреть на самих себя глазами Гийома Левасера де Боплана, изображая из себя сплошную крестьянскую стихию, то в двадцать первом веке, мы начинаем смотреть на свою страну холодными и жестокими глазами гарвардского книжного червя, который отказал в единстве и Европе, и Украине.
Он умер в декабре. В конце непростого года, когда усталый планетарный жандарм решил немного отдохнуть, когда в Евразии запахло кровью и порохом там, где граничат цивилизации (и реальные, и придуманные Хантингтоном), когда мир, живущий по законам конкурирующих волчьих стай, вот-вот станет реальностью. Профессор умер вовремя …