31.07.2008

Хроники украинского православия. Часть 3


полный адрес статьи - http://www.vovremya.info/?art=1216980111


Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ) в отличие от УПЦ-КП и УПЦ-МП никогда не была близка к власти. Она не принимала участия (во всяком случае, активного участия) в борьбе за храмы и приходы.  Она не втягивалась в политическую борьбу. Над ней не витает прогорклый аромат скандалов, убийств и  афер. 



Сначала, хотелось бы  немного сказать о термине «автокефальная церковь». Не слишком строгий перевод с древнегреческого языка означает «самоуправляемая церковь», то есть, проще говоря, независимая церковь. УАПЦ является  прямой наследницей исторической УАПЦ времен первой украинской республики, когда митрополиту Василию Липкивскому удалось создать прекрасно функционирующую религиозную организацию. Репрессии 1930-ых годов привели к тому, что УАПЦ функционировала исключительно в среде украинской политической эмиграции. В начале 1990-ых Украину посетил Патриарх УАПЦ (Степан Скрипник, племянник и бывший адъютант Симона Петлюры). Его приезд ознаменовал возрождение УАПЦ в Украине, получившее дополнительный толчок после провозглашения независимости Украины в 1991 году.

Попытка  митрополита Филарета объединить УПЦ и УАПЦ  25 июня 1992 года  завершилась расколом. Значительная часть епископов УАПЦ не воспринимала именно Филарета как объединителя церквей. Поэтому, 7 сентября 1993 года второй поместный собор УАПЦ избрал своим патриархом Дмитрия (Владимира Ярему). который возглавлял УАПЦ до своей смерти в 2000 году.

По сравнению с  УПЦ–КП и УПЦ-МП, УАПЦ пребывала, словно,  в тени. О ней мало говорили и мало писали. Однако, это, отнюдь, не означало, что УАПЦ не проводила активной религиозной деятельности.

Иерархам этой церкви удалось найти общий язык с  украинской православной церковью  в США и Канаде, которая перешла под юрисдикцию Вселенского Патриархата и практически полностью остановить экспансию УПЦ - КП в среде украинской диаспоры, как в Северной, так и в Южной Америке. В Украине УАПЦ смогла создать один из своих центров на восточной Украине, в Харькове, считавшемся абсолютной «вотчиной» УПЦ-МП.  Харьковско-Полтавская Епархия УАПЦ считается одной из наиболее многочисленных в данной конфессии, ее возглавляет талантливый организатор и богослов архиепископ Игорь (Исаченко), умеющий находить общий язык и УПЦ-МП и с харьковской светской властью. Правда, стоит отметить, такое неординарное событие как запрет святить воду на праздник Водохреща  в январе 2007 года секретарем харьковского городского совета Г. Кернесом. Запрет касался только  священников и прихожан УАПЦ. Архиепископу Игорю с этим представителем харьковской власти договориться так и не удалось. Поэтому конфликт между УАПЦ и харьковским горсоветом продолжается по сей день.

В масштабах же всей Украины, ситуация с УАПЦ выглядит следующим образом. Глава УАПЦ митрополит Мефодий (Кудряшов) не был фаворитом  Кучмы как Сабодан, не  является он и фаворитом Ющенко как Филарет. Однако Мефодий поддерживает прекрасные отношения с людьми из окружения Вселенского Патриарха Варфоломея Первого,  вокруг приезда которого в Украину на празднование 1020-летия крещения Руси разгорелись нешуточные религиозно-политические страсти.

Интрига заключается в том, что  на приезд Варфоломея особые надежды возлагают и Ющенко, и Филарет. Запланированный на 28 июля 2008 года собор УПЦ-КП может (если верить конфиденциальным источникам) принять решение про переход под юрисдикцию Вселенского Патриарха. Однако Вселенский Патриарх уже располагает де-факто своей церковью в Украине. Это-УАПЦ, связанная с  Константинополем через украинскую православную церковь митрополита Константина  в США и Канаде. Произойдет ли новый раскол или УАПЦ вместе с УПЦ-КП создадут поместную православную церковь в Украине,  покажет ближайшее будущее. Во всяком случае, мечта Ющенко о независимой  от Москвы украинской церкви, признанной всем православным миром, близка к осуществлению. Однако не стоит забывать, что во многом  осуществление этой мечты зависит от УАПЦ, митрополита и многих епископов которой связывают с ультраправым флангом украинского политикума, где на Ющенко существует очень сильная аллергия.

Одним словом. Будущее украинское православия представляется сегодня малоутешительным и туманным. Впрочем, как и судьба всей Украины.