25.07.2008

Хроники украинского православия. Часть 2


полный адрес статьи - http://www.vovremya.info/?art=1216894043


Украинская православная церковь  Московского патриархата (УПЦ-МП) является украинской лишь по названию. Фактически речь идет о филиале РПЦ в нашей стране. Решением Архиерейского Собора РПЦ 25-27 октября 1990 года, украинский экзархат РПЦ был преобразован в Украинскую православную церковь. Именно так Московская патриархия вела борьбу против возрождающейся автокефалии. Украина – одна из наиболее «жирных» канонических территорий РПЦ. На нашу страну приходится практически половина приходов РПЦ, они-то и составили костяк вновь созданной церкви в 1990 году.



До 1992 года, УПЦ возглавлял митрополит Филарет (Денисенко). После создания Киевского Патриархата, анафемы и холодной религиозной войны,  Филарет не любит вспоминать свою деятельность под руководством Московской патриархии. В октябре 1990 года, Патриарх Алексий Второй прибыл в Киев и в Софии Киевской провозглашал создание УПЦ. В собор ему и Филарету  пришлось прорываться с помощью спецназа. Сторонники автокефалии блокировали главный вход (через колокольню). Алексий и Филарет стараниями спецназовцев попали на территорию Софии через черный ход (со стороны общественной уборной). Интересное и несколько пикантное начало функционирования для   религиозной организации, что и говорить.

С 1990 года вплоть до сегодняшнего дня  УПЦ являлось и является инструментом продвижения российских национальных интересов в Украине. К тому же инструментом эффективным и жестким, с которым может соперничать только незримая дубина Газпрома. Борьбу против автокефалии, значительная часть клира, священнослужителей низшего звена и прихожан понимают как борьбу против Украины, вообще. При УПЦ-МП были созданы такие структуры как «Союз православных братств Украины» и партия «Единое отечество», возглавляемое российским националистом из Одессы, бывшим священником, отсидевшим за совращение малолетних,  господином Кауровым. Достаточно тесно сотрудничают с УПЦ–МП и такие организации экстремистского толка как «Союз верных казаков» и так называемая ПСПУ. Обе организации давно и плотно находятся в поле зрения СБУ. Ряд представителей данной спецслужбы неоднократно заявляли, что и в окружении  главы УПЦ-МП (с 1992) митрополита Владимира (Сабодана) находятся агенты российской разведки, хоть и не приводили убедительных доказательств.

Несмотря на столь откровенную украинофобию, во времена президента Кучмы (1994-2004), УПЦ–МП стала фактически придворной церковью. Очевидно, низкие цены на газ предусматривали именно  столь странный религиозный расклад. Неприятности в УПЦ начались накануне так называемой «оранжевой революции». Люди Кучмы, клан Януковича и российское лобби в Украине решили использовать УПЦ-МП и сопутствующие ей структуры для  ведения активной информационной войны против Ющенко. Данная информационная война велась из рук вон скверно. Наезды на Ющенко и его политический клан сводились к бесконечному повторению (либо на проповедях, либо в листовках) болезненной лжи о том, что Ющенко – антихрист, и что у него шесть пальцев на ногах. К чести священников и прихожан этой конфессии стоит отметить, что далеко не все они стали участниками столь бездарного пиара. Некоторые источники сообщали и о том, что и сам  Сабодан был против вовлечения церкви в политические разборки и что донецкие оказывали на митрополита достаточно брутальное давление. Это, впрочем, так и не было доказано.

Уже при президенте Ющенко УПЦ-МП, оказавшись в негласной, но вполне ощутимой опале, все же продолжала чудить на украинских просторах. Среди наиболее громких «подвигов» и самой УПЦ-МП, и ее дочерних структур – конфликт с музеем на территории Лавры (2005), демонстративное сожжение «Кобзаря» Тараса Шевченко в одном из монастырей на Черкащине (2006), избиение детей в Почаевской Лавре (2008) за то, что те молились на украинском языке, участие в коммунистических манифестациях 7 ноября и многое, многое другое, столь же «человеколюбивое и доброе».

Особо стоит отметить такую разновидность активности УПЦ-МП как борьба с идентификационными кодами и мобильными телефонами,  в которых часть прихожан этой церкви видит «орудия дьявола». Многим киевлянам памятны крестные ходы вокруг Верховной Рады с требованиями упразднить коды и не пользоваться телефонами.

Конечно, УПЦ-МП лидирует по количеству приходов в Украине. Однако излишний консерватизм, более, чем ощутимое присутствие психически нездоровых людей среди активистов «Союза православных братств», изрядное количество (если верить прихожанами УПЦ-МП)  гомосексуалистов и педофилов среди священников не способствуют притоку молодежи в данную конфессию, в то время как в греко-католической церкви на Западе, и в УПЦ-КП в центре просматривается противоположная тенденция и это не может не беспокоить иерархов УПЦ-МП.

В последнее время в околоцерковных кругах настойчиво кружат слухи о том,  что  Сабодан будет просить у РПЦ автокефалию. Насколько обоснованными они являются, сказать сложно, однако если подобное событие произойдет, то мы станем свидетелями еще одного раскола и еще большей напряженности в нашем государстве. 

В следующей статье речь пойдет об УАПЦ, самой загадочной и наименее известной украинской церкви.