31.10.2007

Ислам vs Евросоюз


полный адрес статьи - http://www.vovremya.info/?art=1193742990


Уже сейчас начинает четко просматриваться тенденция нарастания конфликтного потенциала между мусульманскими и христианскими общинами Европы

Кризис цивилизаций внутри Европейского Союза наступил. Его предвестники – скандал о ношении хиджаба и погромы в предместьях Парижа во Франции, убийства Тео Ван Гога и Пима Фортайна в Нидерландах, спровоцировавшие серию сожжения мечетей, столкновение мусульман в Германии и Бельгии. Похоже, что Европа столкнулась с серьезным политическим, религиозным и культурным вызовом, ответ на который пока четко не сформулирован и не дан.


Напомним, что ислам проникал в Европу тремя волнами. Первая началась после арабского вторжения в Испанию в 711 году. Второй волной принято считать распространение ислама через Османскую империю, начиная с 14 века. Именно тогда образовались первые европейские исламские нации – албанцы и боснийцы. Третья, последняя волна датируется уже 20 веком и представляет собой распространение ислама через иммигрантов из бывших европейских колоний. К примеру, большая часть французских мусульман – это потомки выходцев с арабского Магриба. В то время как немецкие, голландские, австрийские и датские мусульмане – в основном потомки турецких иммигрантов. В отличие от них, большая часть британских мусульман являются выходцами из Британской Индии.

По разным сведениям на данный момент в Европе проживает от 15 до 24 миллионов мусульман, которые появились на европейских просторах не позже 30-40 лет назад. Этнически – это представители неевропейских народов. Кроме этой категории мусульман, ислам на географической территории Европы исповедуют на Кавказе, в Поволжье, Албании, Боснии и частично Болгарии и Македонии. Сейчас ислам стал второй религией в Европе после христианства по количеству последователей.

Если же говорить о национальных мусульманских общинах в странах ЕС, то складывается следующая картина. Во Франции на данный момент насчитывается от 5 до7 миллионов мусульман, в Германии – 3,4 миллиона, Великобритании – 1,6 миллиона, Италии и Голландии – по 1 миллиону. Меньшие по размеру мусульманские общины разбросаны по всем без исключения западноевропейским странам, включая Финляндию и Ирландию. В то же время, точное количество мусульман в Европе назвать сложно по причине того, что многие из них являются нелегальными иммигрантами.

Отметим, что уже сейчас начинает четко просматриваться тенденция нарастания конфликтного потенциала между мусульманскими и христианскими общинами Европы. Причем это характерно почти для всех стран Европейского Союза. К примеру, в 2001 году в городах средней Англии прокатилась волна столкновений между полицией и мусульманами-выходцами из Пакистана и Бангладеш, а в 2004-2005 годах масштабные столкновения произошли в Германии, Бельгии и Франции.

Какой же может быть реакция стран Евросоюза на фактическую постепенную исламизацию Европы? На данный момент попытки борьбы с упомянутым явлением заметны лишь в крупных странах ЕС, где исламский вопрос стоит особо остро. К примеру, во Франции, где ислам исповедуют 5 миллионов граждан и значительное число нелегальных иммигрантов, сделаны попытки внесения соответствующих изменений в законодательство страны. В частности, во Франции существует закон №1945 о высылке иностранцев, представляющих угрозу государственной безопасности или призывающих к дискриминации, ненависти и насилию. В июне 2004 года в него были внесены дополнения, согласно которым депортации также могут подвергаться иностранцы, замеченные в призывах к дискриминации и насилию по отношению к одному человеку или группе лиц. Во время погромов и поджогов пригородов Парижа в 2005 году при участии исламской молодежи, бывший на то время министром внутренних дел Николя Саркози сполна воспользовался этим законом и депортировал из страны не одну тысячу нелегальных мусульманских иммигрантов. Кроме того, для урегулирования проблем с мусульманской общиной во Франции в 2004 году был принят закон о светском характере общества, который на практике вызвал обратную реакцию и массовые протесты мусульман, особенно относительно их права ношения хиджаба. Показательно, что ныне, когда Николя Саркози стал президентом Франции, он снова подтвердил свое отношение к этой проблеме. Во время посещения кафедральной мечети Парижа в начале октября этого года, он снова пообещал выслать с территории страны склонных к насилию мусульманских экстремистов.

Отметим, что в Германии и Бельгии были приняты аналогичные законодательные акты, а во многих других странах ЕС этот вопрос находится на рассмотрении национальных парламентов.

Одним из главных конфликтных факторов возмущения исламских общин в Европе являются экстремистские проповедники ислама. Именно против них в последнее время направлены упомянутые законодательные меры, позволяющие выдворить их из страны пребывания. В частности, во Франции из полутора тысяч священников, проповедующих ислам, властями выслано уже 8 человек. Но, как показывает практика, одной лишь депортацией проблему исламизации европейских государств не решить. Тем более, что европейская политкорректность и уважение прав человека не позволяют использовать сполна даже этот инструмент.

Следует отметить, что французский срез исламской проблемы является весьма характерным для всех стран Евросоюза. В этом контексте французский пример показателен в плане выхода борьбы мусульман за свои права в ЕС на общеевропейский уровень. В частности, на фоне раскрутки скандала во Франции вокруг темы ношения хиджаба в 2004 году, в Лондоне в это же время состоялась международная конференция с участием 250 делегатов из 14 стран, где было принято решение начать политическую кампанию по лоббированию интересов мусульман в Евпропарламенте. Основанием этому служит то, что ныне происходит объединение разрозненных мусульманских общин для совместной борьбы за свои права, усиление маргинализации арабо-мусульманских общин Европы и эскалация экстремистских настроений в их среде.

Таким образом, без учета фактора развития ислама в Европе невозможно серьезно прогнозировать будущее стран Европейского Союза – ввиду того, что внутренняя стабильность ЕС может взорваться в любой момент. Очевидно, что правительства и общества государств ЕС столкнулись с одним из самых серьезных цивилизационных вызовов за последнее время, не ответив на который, крайне сложно будет далее выстраивать контуры «единого европейского дома».