06.09.2007

Уцененная мораль


полный адрес статьи - http://www.vovremya.info/?art=1189005067


Возведение в абсолют рыночных отношений привело к размыванию системы ценностей, выходом на первый план узко потребительских интересов

Нынешнее состояние украинского общества вызывает серьезную обеспокоенность. Для современной Украины характерны рост уровня преступности, распространение наркомании, СПИДа и другие социальные проблемы. Все это – проявления кризиса системы ценностей, наметившегося в постсоветских странах. Переход национальной экономики к рыночным принципам организации и функционирования, роль Запада как образца для подобных преобразований, стремление преодолеть негативное наследие Союза обусловили существенные изменения в сознании граждан. Однако перемены не завершились построением приемлемой для общества в целом системы ценностных координат.



Крах тоталитарной системы для Украины, с одной стороны, означал ориентацию на демократические нормы западной цивилизации, а с другой – переход к рыночным принципам функционирования экономики. И обеим тенденциям сопутствовали определенные негативные явления.

Прежде всего, расстаться с наследием тоталитарного общества оказалось не так-то просто. Система гражданских свобод сейчас, после 16 лет существования независимого государства, присутствует больше на бумаге, нежели в реальной жизни. Пиетет перед должностями и склонность обличенных властью смотреть на остальных свысока мешает реализации на практике задекларированному равенству всех граждан как в личностных отношениях, так и перед законом. Единственное отличие – если раньше влиятельность определялась исключительно «связями в верхах», то сейчас на первый план выступает роль имущественного положения.

Украинцы не чувствуют и никогда не чувствовали себя на равных с государством и его представителями-чиновниками. Отсюда – недоверие и отчуждение от него.  

Реализация принципов рыночной экономики несколько извращенно воплотилась в тотальном эгоцентризме, гипертрофированном доминировании узких личных интересов над общественными в ущерб последним. Потребительская психология тотально пронизывает все общественные группы. В среде наиболее предприимчивых граждан, способных пользоваться несовершенством законодательной базы, регулирующей имущественные отношения, и даже идти наперекор ей, она проявилась в пресловутом первичном накоплении капитала, приведшем практически к разворовыванию бывшей государственной собственности. Кроме того, обогащение одних привело к тотальному обнищанию подавляющего большинства населения. На данном этапе вопрос картезианского дуализма идеального и материального решается исключительно в пользу последнего.

С культурной точки зрения, согласно теории американского политолога Сэмюеля Хантингтона, Украина является страной цивилизационного разлома. На ее территории уживаются две доминирующие цивилизации – православная (Восток) и западная (Галичина). Соответствующим образом распределяются и ценности жителей этих регионов. Для восточных украинцев идеалом является образ «доброго царя», существовавший в народном сознании еще столетия назад. На Западе Украины приоритетными считаются демократические принципы, основывающиеся на самоценности индивида. Соответственно, если восток, в первую очередь, склонен возлагать надежды на решение своих проблем на тех, кто идет во власть, то запад преимущественно стремится к тому, чтобы гражданам не мешали вести свои личные дела самостоятельно. Проблемой украинского общества являются упорные попытки отдельных политиков сыграть на ментальной неоднородности страны, противопоставить восточных украинцев «западенцам» и наоборот.

Впрочем, для населения практически всей территории Украины в той или иной мере характерна ориентация на западную модель цивилизации. Зачастую – абсолютно бездумная. Логика здесь проста: поскольку страны Запада уже сейчас являются наиболее развитыми в экономическом плане, значит, перенять их систему ценностей – означает приобщиться к достижениям их экономики. О том, что не все принципы живущего в условиях свободного рынка социума, можно механически задействовать в украинском обществе, часто забывают.

Одним из элементов любой цивилизации является традиционная религия. В украинском обществе и здесь существуют территориальные отличия. На Галичине доминирующим является греко-католицизм, тогда как остальная часть Украины – преимущественно православная. Но более серьезной проблемой является то, что за десятилетия существования советского государства с его принципом принудительного насаживания атеизма христианская система ценностей оказалась несколько подзабытой, а общественная, в частности, воспитательная, роль церкви уменьшилась.

Свобода слова как одно из базовых условий функционирования демократического общества в Украине реализуется специфично. С одной стороны, говорить и писать, особенно после «Оранжевой революции», можно все. С другой, данную свободу зачастую превратно воспринимают как безответственность. Погоня за сенсациями, в частности, что касается криминальной сферы, привела к снижению так называемого «болевого порога» общественного сознания. В эфире телеканалов и на страницах газет настолько возросло количество «чернухи», что убийства и изнасилования уже не вызывают такой резкой реакции отрицания, как ранее. Что касается общественно-политических изданий, то они во многом руководствуются не столько принципами журналистской этики, сколько указаниями тех, кто их финансирует. И большинством граждан это воспринимается как данность.

Система ценностей, то есть представления о том, что считать хорошим, правильным или желательным, не является статичной. Так или иначе, она эволюционирует на протяжении истории или резко меняется вследствие социальных катаклизмов. Подобные ускоренные изменения произошли в общественном сознании украинцев в 1990-х годах. На данном этапе в Украине, при определенных позитивных сдвигах, с одной стороны, сохранились наиболее укоренившиеся негативные проявления советской системы, а с другой – появились новые тенденции к деморализации общества, обусловленные резкой переориентацией на жесткие условия рыночных отношений.