17.04.2007 |
Вовремя.info
После распада Советского Союза предполагалось, что имперские амбиции у России исчезли - и что внешнюю политику в отношении этой страны можно проводить таким образом, будто прежние дипломатические соображения уже не действуют, пишет Юлия Тимошенко в статье "Требуйте одинаковых правил конкурентной борьбы для всех", опубликованной International Herald Tribune, США.
Но они должны действовать, поскольку Россия - это богатая и амбициозная страна, расположенная в самом центре мирового геополитического пространства. Конечно, важным инструментом внешней политики является поддержка экономических и политических реформ в этом государстве. Такая политика была излюбленным средством взаимодействия Запада с Россией с момента падения коммунизма.
Однако она не может служить заменой серьезным усилиям, направленным на противодействие давнему российскому экспансионизму и нынешним устремлениям России восстановить свой статус великой державы за счет соседей. С Россией необходимо взаимодействовать, поскольку она действительно является мировой державой, однако она должна также отвечать за соблюдение норм и правил ответственного государства, как в отношениях с Западом, так и в отношениях с соседями, над которыми она долгое время господствовала.
Благодаря высоким ценам на энергоносители, то состояние хаоса, которое царило в России в начале 90-х годов, уступило место довольно продолжительному и существенному экономическому росту с объемом экономики, исчисляемым в триллионах долларов.
Улучшаются условия жизни (хотя продолжительность ее не растет), увеличивается средний класс, испытывающий все большую уверенность в будущем, фондовый рынок процветает, Россия выплачивает остатки долгов, накопившихся в начале 90-х. На горизонте маячит членство России в ВТО.
Однако каждому шагу вперед, который делала Россия во время второго президентского срока Владимира Путина, сопутствовал шаг назад. Усиление государственного контроля над экономикой породило коррупцию и неэффективность. Затыкаются рты серьезной политической оппозиции. Средства массовой информации закрываются или передаются в руки государства, а также его союзников. Избранных региональных губернаторов сменяют ставленники Кремля, а российский парламент лишается сил и энергии, что является частью замысла Кремля по монополизации государственной власти.
В сфере внешней политики Москва обеспечивает дипломатическую защиту Ирану с его ядерными амбициями. Торговля оружием ведется без разбора. Кремль настойчиво преследует соседние страны. Бывшие советские республики, такие как Грузия, подвергаются фактически экономическому удушению.
Что же может сделать Запад, чтобы заставить Кремль отказаться от своих экспансионистских замыслов?
Сегодня России нужны западные рынки, а не западная помощь. Однако она проявляет самые худшие черты своего монополистического поведения.
Европейский Союз может взаимодействовать с Россией в вопросах энергетики примерно таким же путем, как он действует в отношении прочих предполагаемых монополистов. Ярким примером в этом плане может быть корпорация Microsoft. Европейская политика конкуренции, в рамках которой успешно действуют компании как из стран-членов ЕС, так и из других государств, способна помочь превратить "Газпром" в разумного конкурента. Можно задать вопрос такого рода: почему это регулирующие органы ЕС отказываются от некоторой продукции компании Apple, а "Газпрому" никакого отказа нет?
Используя такие подходы в политике, Евросоюзу также следовало бы рассмотреть вопрос о разрушении монополии "Газпрома" на трубопроводную инфраструктуру, а также о лицензировании независимых поставщиков природного газа. На долю таких независимых поставщиков в России уже приходится 20 процентов объема внутренних продаж газа, и эти поставки все больше увеличиваются. Для достижения более значимых результатов понадобятся рыночные стимулы. Европа может в этом помочь, открыто увязав принятие России в ВТО с ратификацией Москвой Энергетической хартии и протокола о транзите, что гарантировало бы конкурентам "Газпрома" доступ к российским трубопроводам.
Таким образом, европейцы могли бы равномерно распределить между собой риски возможной энергетической блокады, исключив сепаратные сделки, усиливающие уязвимость других для энергетического шантажа. Для проведения такой политики понадобится выработать общую договоренность о том, что ни одна из стран ЕС не может заключать сделки с "Газпромом", идущие вразрез с планами Евросоюза по прокладке трубопроводов из Центральной Азии в обход России.
Коллективные действия ЕС могли бы стать образцом для развивающихся демократий, находящихся на его рубежах, в том числе, для Украины, а также предложить конструктивную модель коммерческой линии поведения России.
Следует приветствовать участие России в тех институтах и соглашениях, которые способствуют развитию сотрудничества. Но если Запад по-прежнему постарается не замечать экспансионистских претензий России - как экономических, так и политических, то он тем самым лишь воспрепятствует российским реформам, но отнюдь не поможет их реализации. Запад не должен своей уступчивостью России с ее стремлением к гегемонии молчаливо принижать значение независимости тех республик, которые вышли из состава Советского Союза, в том числе, Украины.
Фатальный изъян нынешней самоуверенности России, подпитываемой высокими ценами на нефть и газ, заключается в том, что Кремль утратил чувство меры. Российские лидеры заслуживают понимания в своей отчаянной борьбе за преодоление наследия многолетнего советского беспорядка и неправильного руководства. Но они не имеют права использовать энергоресурсы в качестве оружия.
Европа должна быть готова потребовать от России то, что Россия пока давать не хочет. Если эта страна хочет стать серьезным партнером Запада, она должна быть готова к принятию обязательств по обеспечению стабильности, а также к получению выгод от такой стабильности.
Лидер украинской парламентской оппозиции Юлия Тимошенко была премьер-министром Украины с января по сентябрь 2005 года. Статья распространена Tribune Media Services
Перевод: ИноСМИ.Ru